
Это интересно! смотрите видео-передачу - на www.youtube.com "Цветотерапия" |
- Рисунок помогает детям выражать свое настроение при помощи цвета и воплотить свою фантазию на бумаге. Рисование развивает память, внимание, мелкую моторику рук, учит ребенка думать и анализировать, сочинять и воображать. Очень важна связь рисования с мышлением ребёнка!
- Мы предлагаем Вашему вниманию студийные творческие развивающие занятия для детей 7-13 лет.
Изотерапия
Что такое цветотерапия для школьников и её применение на практике
- Цветотерапия для детей – это метод корректировки психоэмоционального состояния ребенка при помощи определенных цветов.
Цветотерапия способствует развитию цветоощущения, раскрепощает ребенка, снимает напряжения, агрессивные тенденции и создает гармонию эмоционального состояния.
Использование технологии цветотерапии направлено на то, чтобы вернуть ребенка в счастливый мир детства и радости!
Задачи коррекции психоэмоционального состояния детей.
- Расширять представления детей о разных цветах и развивать умения их различать;
- Развивать слуховое и зрительное внимание;
- Научить ребенка видеть красоту окружающего мира - развитие цветового восприятия окружающей действительности
- Развивать ассоциативное мышление
- Снижать эмоционально-психическое и телесное напряжение;
- Совершенствовать коммуникативные навыки;
- Развивать фантазию и творческое воображение.
Решение названных выше задач и приводит к развитию навыков саморегуляции или, по-другому, к расширению возможности управлять эмоционально-волевыми процессами.
На занятиях ИЗО цветотерапия имеет несколько направлений:
- Цветовосприятие в искусстве, в окружающей жизни
- Игры с красками, экспериментирование с красками- волшебные пятна, воспитание чувства цвета.
- Рисование связанное с нравственно-психологическим анализом абстрактных понятий Добро, Зло, Счастье, в виде образов, созданных воображением ребенка.
- Изображение эмоциональных состояний чувств - Радость, Гнев, Удивление.
- Изображение человека и его взаимодействие с окружающим предметным миром и людьми (Моя семья, Моё любимое занятие, Я Дома, Кем я стану)
- Знакомство с изобразительным искусством
(с жанром портрета, бытовой жанр, с пейзажем; с языком изобразительного искусств
Влияние цвета
Цветовосприятие - это влияния на наш организм информации отраженной от предмета.
Действие цветов обусловлено как непосредственным влиянием на организм человека, так и ассоциациями, которые вызывают цвета на основе всей предшествующей практики человека.
Одним из первых начал исследовать воздействие цвета И. Гете, который как поэт смог убедительно прочувствовать, что в зеленом цвете заключены доброта, умиротворение, способность успокоить глаз и душу, синий цвет вызывает чувство холода, а красный действовал на него устрашающе.
Психотерапевты отмечают, что существует индивидуальность в восприятии цвета. Ребенок сразу чувствует какой цвет ему взять.
Важно помнить, что цвет может не только радовать, но и вызывать раздражение, тревогу, чувство тоски или грусти – иными словами, цвет оказывает на человека эмоциональное воздействие.
Одни цвета успокаивают нервную систему, другие, наоборот, раздражают:
- Успокаивающее воздействие оказывают зеленый, голубой, синий,
- Возбуждающее воздействие – пурпурный, красный, оранжевый, желтый цвета.
Известно, что человек, нуждающийся в физическом отдыхе, эмоциональном покое, инстинктивно выбирает темные тона.
Если же организм нуждается в отдаче энергии путем направленной вовне активности или интеллектуального творчества, тогда естественной реакцией будет выбор светлых ярких тонов.
Каждый цвет должен присутствовать в жизни человека в меру. Если происходит перенасыщение одним цветом необходимо переключаться на противоположный цвет. Насыщенные яркие цвета сменяем пастельными.
Характеристики цвета и рекомендации в его использовании.
- Красный цвет - богатый ассоциациями цвета огня и энергии, этот цвет бодрит, заряжает, возбуждающий, согревающий, оживляющий, активный, энергичный, но перенасыщение его перевозбуждает и утомляет.
- Желтый – дар коммуникации, цвет общения, теплый, бодрящий, веселый, привлекательный
- Оранжевый цвет – веселый, радостный, пламенный, добрый.
- Зеленый цвет - богат ассоциациями успокаивает, снимает напряжение с глаз. (хорошо для лечения сердца) он создает спокойное, приятное и мирное настроение.
- Фиолетовый цвет соединяет эмоциональное воздействие красного и синего цветов – он является одновременно и притягивающим, и отталкивающим, полным жизни и вместе с тем вызывающим тоску и грусть
- Черные возбуждают, присутствие постоянно черного цвета усиливают депрессию.
- Использование постоянно серого и коричнего – приводит к депрессивным состоянием.
- Все светлые цвета расслабляют.
- Успокоить малыша и избавить его от тревоги и смятения поможет созерцание голубого, синего или фиолетового цветов. Эти цвета, кроме всего прочего, по данным исследователей способны снижать кровяное давление и даже болевые ощущения.
Бледные приглушенные оттенки зеленого, голубого рекомендуются Очень возбуждающим детям; учим наблюдать в природе все оттенки зеленого и голубого, это успокаивает приводит к гармонии.
Лечить ребенка зеленым цветом рекомендуется тогда, когда он переутомился или находится на грани нервного срыва. Однако, если Ваш ребенок слишком противится этому цвету, не нужно настаивать – зеленый цвет в избытке может вогнать в тоску и вызвать головную боль.
- Розовый снимает агрессию.
- Желтый и оранжевый цвета используют в случаях, когда ребенок чем-то расстроен и не может успокоиться. Эти цвета как нельзя лучше подходят для того, чтобы вернуть улыбки на лица детей.
Три игры снятия тревожности у детей.
перед рисованием на бумаге.
- Рисование в воздухе. Педагог рисует простой предмет. Ребенок повторяет. Затем просит ребенка повторить изображение сначала в воздухе, а потом на бумаге
- Быстрое написание знаков, подобных иероглифам и т.д., в результате которых человек понимает, что он действительно может рисовать, открывает новое видение мира.
- Озорные рисунки. Упражнение выполняется в парах. Один из участников задумывает геометрическую фигуру (цифру, букву) и «рисует» ее в воздухе губами, представляя, что в них зажат карандаш, который нельзя ронять. Задача второго – отгадать «нарисованное». Затем происходит смена ролей.
Творческие игры с художественными материалами в осознании своего реального я, повышении самооценки, уменьшении тревожности, беспокойства, страхов, агрессивных тенденций
1.Моё настроение.
Рисования пятнами акварелью по мокрой бумаге. Движение цветных пятен.
Цель: Помочь осознавать свои эмоции проживать и отражать в цветовых пятнах на бумаге настроения,
2.Мой страх - изобразить мелками страх, разорвать и выбросить.
Цель: помочь осмысливать и выражать свои переживания
3.Моя злость. - выбрать цвет. Сделать кляксу на бумаге. Сверху капнуть белой краской, закрыть другим листом. Открыть. Картинка изменилась. Дорисуй.
4.«Вот я какая» - коллаж «моя ладошка». Обвести ладошку, вырезать. Раскрасить акварелью в технике «по сырому листу», цвет используем по своему желанию. Выполнить коллаж на силуэте ладошке.
Цель: Помочь осознавать свои эмоции
5.«Каким животным я себя представляю»
Шапка-маска животного изготавливается совместно с ребенком из бумажных тарелочек (авторская разработка) Предложить ребенку разрисовать шапочку, войти в образ. Цель: Развивать у ребенка навык ассоциативно-образного мышления научить двигательному раскрепощению (мимика, жесты, пантомимика)
Свободный рисунок в круге
Цель. Налаживание коммуникации, объединение, гармонизация эмоционального состояния.
Материалы. Большой лист бумаги в виде круга, краски, кисти, емкость с водой.
Инструкция. Детям предлагается по очереди рисовать друг к другу дороги в круге.
Рисование по сырому листу.
Цель. Снятие напряжения, тактильная стимуляция, гармонизация эмоционального состояния, развитие воображения.
Материалы. Акварель, кисть, емкость с водой, губка.
Инструкция. Попросить ребенка намочить губкой лист бумаги и ставить на нем точки, рисовать линии, наблюдая, как растекаются краски.
Вводный салют.
Цель. Снятие напряжения, тактильная стимуляция, отреагирование эмоций, развитие воображения.
Материалы. Акварель, кисть, раковина с водой.
Инструкция. Предложить ребенку рисовать на воде, разглядывать получившиеся фигуры.
Примечание. Для ввода ребенка в занятие можно прочитать стихотворение:
Страшно очень – не беда,
Пусть поможет мне вода.
Краской крашу, отпускаю,
Не боюсь и не скучаю.
Мелки – наперегонки
Цель. Снятие напряжения и агрессивных тенденций, гармонизация эмоционального состояния, физическая и эмоциональная стимуляция.
Материалы. Мелки, лист картона.
Инструкция. Ребенок в разном темпе (медленно- быстро) делает штрихи на листе.
Разноцветие камней
Цель. Снятия напряжения, тактильная стимуляция, развитие творческого воображения.
Материалы. Камни, гуашь, кисти, емкость с водой
Инструкция. Попросить ребенка раскрасить камни так, как он захочет.
Зеркальный монстр
Цель. Снятие напряжения, преодоление тревожно-фобических реакций. С одной стороны, ребенок видит в зеркале своё отражение через нарисованный страх (метафора того, что тело ребенка наполнено страхом), с другой стороны, есть возможность отстраниться от страха, сохранить контроль над ним.
Материалы. Зеркало в полный рост ребенка, краски, кисточки, емкость с водой.
Инструкция. Попросить ребенка нарисовать на зеркале то, что его пугает, его страх.
Маска
Цель. Осознание и отреагирование чувств, развитие воображения.
Материалы Заготовка маски из гипса, гуашь, кисточки, емкость с водой.
Инструкция. Предложить ребенку раскрасить маску так, как он хочет.
Рисунок глиной
Цель. Снятие напряжения, тактильная стимуляция, развитие воображения.
Материалы. Жидкая глина, большой лист бумаги(оргстекло)
Инструкция. Предложить ребенку окунуть пальчики в глину и рисовать по бумаге. Стихи.
Ручки в глину окуну,
Лист к ладошке приложу.
След остался от руки –
Так рисуют малыши.
Разноцветные листы.
Цель. Совершенствование механизмов саморегуляции, тренировка последовательности действий, погашение гиперактивности.
Материалы. Четыре больших листа бумаги, гуашь, кисть, емкость с водой, скотч, ножницы.
Инструкция. Ребенок поочередно закрашивает листы бумаги (красным, желтым, синим, зеленым), после чего в этой же последовательности вывешивает листы на стену, закрывая один другим.
|