статьи
новости и контакты

 

 

Необходимость изотерапии, из истории изотерапии, значение занятий рисования для психологического комфорта ребенка

Ни для кого уже не секрет, что современные дети чаще нуждаются в коррекционно-развивающем обучении, так как имеют речевые нарушения или психологические наслоения одни слишком гиперактивны, другие медлительны , у кого-то плохая память, неустойчивое внимание и т.д.

Как современному педагогу организовать и скорректировать развивающее обучение на занятиях изобразительного искусства в дошкольном учреждении? Как занятия по рисованию могут научить детей творческой саморегуляции внутренних переживаний и нахождению путей внутреннего равновесия через творчество?

Советский психолог Р.Б.Хайкин ввел термин изотерапия- для обозначения практики использования занятий изобразительным искусством при лечении больных людей. Г.М.Ферс в 1988году поделился результатами изучения рисовального творчества как больных детей так и формально здоровых, но имеющие те или иные жизненные проблемы. Обширная арттерапевтическая практика ученых имела положительные результаты в лечении.

Петербургские арт-терапевты Н.Ю.Жвитиашвили и О.В.Платонова описали опыт проведения занятий с проблемными детьми в Русском музее по художественному восприятию произведений искусства и организации творчества детей и рассматривают это как действенный способ преодоления внутренних и внешних конфликтов.

Занятия рисованием это эмоционально-насыщенный процесс, сопровождаемый разнообразными переживаниями. общение со своим рисунком, анализ рисунка, размышление о рисунке, о себе, осознание своей индивидуальности–всё это серьезно корректирует психическое развитие ребенка.

Многие психологи исследовав развитие детского рисунка и выявив некоторые закономерности, предложили периодизацию в развитии рисунка у детей (Ф.И. Шмит, А. Бакушинский, Г. Кершенштейнер, К. Риччи и др.).

Так или иначе, каждый из них выделил первый период, который относится к неизобразительному или доизобразительному периоду (от 2 до 3 лет).

Доизобразительный период – это стадия «каракуль». Основой возникновения этого периода является двигательная активность ребенка, которая переходит к двигательно-зрительной, длится она по-разному, иногда проходит достаточно быстро, но всегда в это время ребенок ищет и осваивает три линии: горизонталь, вертикаль, учится замыкать круг. Каракули заканчиваются в тот момент, когда появляется замкнутый контур – "круг".

характеристика:доизобразительный период.

Изобразительный период начинается примерно в возрасте от 3 до 5 лет, первая стадия которого – стадия предметного рисования (схематичного изображения). Первые предметные изображения, как правило, не создаются специально, они "узнаются" в том, что нарисовано.

Первые рисунки детей, будучи предметными по форме, имеют сюжетное содержание. Ребенок, нарисовавший какой-либо персонаж, изображает целый рассказ о нем. Поэтому дети дошкольного возраста в процессе рисования обычно много говорят, дополняя словами то, чего не могут передать в рисунке.

Главная задача педагога состоит в том, чтобы помочь ребенку в доступной сказочно-игровой форме стать организатором активной познавательной деятельности ребенка, компетентным консультантом и помощником, направить ребенка к знаниям так, чтобы он самостоятельно открыл для себя новый мир искусства в волшебстве красок и других секретов художника, при этом получал истинное удовольствие.

Современные задачи и проблемы

Дети одного возраста могут находиться на разных ступенях развития. Это зависит и от воспитания, и от общего развития ребенка.

О необходимости учитывать индивидуальные особенности ребенка говорили известные советские психологи: Л.В. Выготский (теория зоны ближайшего развития ребенка), П.Я.Гальперин (теория поэтапного формирования умственных действий)

Воспитатели младших групп знают как нелегко проводить занятия по рисованию в переходный период от доизобразительного периода к изобразительному, уровень подготовленности у всех детей очень разный, да и к среднему возрасту встречаются дети находящиеся на стадии «каракулей», не умеющие координировать движения своей руки, не имеющие опыт наблюдения, рассматривания предметов, даже в старшей речевой группе есть такие дети («домашние» дети, не посещающие детский сад ранее), которые не занимались художественной деятельностью.

На опыте мы видим, что занятия изодеятельностью в младшем возрасте для одних детей это знакомство и приобретения опыта работы с различными художественными материалами и выведения ребенка из стадии «каракулей» в стадию предметного рисования, а для других это более глубокое развитие художественных способностей.

В процессе многолетней работы в качестве педагога дополнительного образования, мною обобщены и систематизированы современные методические технологии, соответствующие художественно-эстетическому развития ребенка-дошкольника. Все это позволило мне разработать свою методику, которая способствуют успешному переходу детей от доизобразительной деятельности к изобразительной.

Данная методика представляют собой целый комплекс игровых заданий и упражнений с использованием традиционных и нетрадиционных техник рисования, которые показывают как легко и непринужденно ребенок окунается в сказочно-игровое действие становиться активным созидателем собственных ярких образов в сложном переходном периоде. В результате систематических занятий по изобразительному искусству у детей повышается самооценка, улучшается настроение, потому что «у него всё получилось!»

Уважаемые родители, помните, что творчество - это мощный инструмент арт-терапии!

Обязательно показывайте свой интерес к творчеству ребёнка, не ограничивайте его правилами . Подписывайте его рисунки, украшайте рамками, устраивайте выставки картин. Помните: то, что никому не нужно и никого не радует, не вызывает вдохновения. Если ребёнок рисует агрессивные картины, используя преимущественно темные цвета будьте насторожены – у вашего малыша проблемы. Обратите внимание на обстановку в семье, детском саду, школе. Возможно, вам понадобится профессиональная помощь - консультация психолога. Рисуйте для ребёнка и вместе с ним, иллюстрируйте придуманные вместе сказки или истории. Если вам кажется, что малышу не нравится рисовать, причина, возможно, скрывается в вашем отношении к его творчеству. Может быть, вы многого требуете от него или ждёте совершенства там, где он может предложить только непосредственность или спонтанность? Не переживайте, если из вашего ребенка не вырос великий художник. Главное, что рисование помогло ему развить воображение, научило фантазировать и управлять своими желаниями, заглянуть в свой внутренний мир, перебороть страх и сомнения, жить в согласии самим собой и окружающими.

Как заинтересовать ребенка изобразительной деятельностью?

Создавайте вместе с малышом «шедевры» с помощью красок, пластилина и бумаги, играя. Результатом таких игр будут не только навыки и умения, но и хорошее настроение всей семьи. Мы предлагаем родителям использовать во время занятий изобразительным искусством традиционные и нетрадиционные материалы. Используйте краски, цветные карандаши, фломастеры и мелки. Особо красочна масляная пастель. Среди нетрадиционных материалов можно применить такие неожиданные вещи как пальчики и ладошки вашего малыша, кусочки картофеля-печатки(например с вырезанным грибочком), покрытые краской (для печати) и даже мыльные пузыри из цветного мыльного раствора.

 

главная статьи галерея секреты визитка новости
 
Hosted by uCoz